Последний дар Саввы Ямщикова Ярославскому Художественному музею
Дмитрий Левицкий. Портрет в. кн. Александры Павловны в детском возрасте. 1791. Холст, масло
В 2009 году Савва Васильевич Ямщиков предложил провести в
Государственном Историческом музее в Москве выставку одного
произведения из собрания Ярославского Художественного музея.
Речь идёт о «Портрете великой княжны Александры Павловны в
детском возрасте» (1791) кисти прославленного живописца
XVIII века Д. Г. Левицкого (1735–1822). Портрет экспонировался в
зале музея, посвященном эпохе Екатерины Великой.
Эта выставка — последний подарок Ярославскому
Художественному от Саввы Васильевича Ямщикова.
Примечательно, что и сама картина была подарена музейному
собранию Саввой Васильевичем.
С Ярославским музеем Савву Васильевича связывали долгие
годы творческого сотрудничества. Начало знакомству положила
совместная работа над выставкой «Ярославское искусство
XVII — XIX веков» (иконопись и портрет), прошедшей с успехом в
1980 году в Ярославле, Ленинграде и Москве. Многолетняя
работа Саввы Ямщикова с ярославскими музейщиками,
скреплённая совместными поисками, открытиями, выставками,
давно переросла в сердечную дружбу. «Я чётко знаю, – говорил
реставратор, – дружба рождается не за пиршественным столом,
а за рабочим». И когда речь заходила о его любимых городах
России, отдав пальму первенства Пскову, вторым Савва
Васильевич неизменно называл Ярославль («ваш город – просто
сказка!»).
Савва Васильевич возле портрета в.кн.Александры Павловны
О произведении
В 1998 году в истории Ярославского художественного музея
произошло событие, равного которому не было за всю его тогда
80-летнюю историю. Частным лицом музею был подарен
«Портрет великой княжны Александры Павловны» кисти
Д. Г. Левицкого, одного из самых прославленных художников XVIII
века, ранее не представленного в коллекции. Подарил портрет
музею Савва Васильевич Ямщиков. Он не коллекционер и
портрет великой княжны Александры Павловны был
единственной материальной ценностью в его доме. (Стоил
портрет около 500 тысяч долларов).
«Портрет великой княжны Александры Павловны в детском
возрасте» оказался у Саввы Васильевича по воле случая. Он
сам его нашел, отреставрировал и берег в приданое дочери
Марфе. Но восставала душа, что такое сокровище лежит в
шкафу, неведомое людям. Савва Васильевич посоветовался с
дочкой – Марфа не возражала остаться без приданого. Портрет
они подарили Ярославскому музею. Как никто другой Савва
Васильевич понимал – место такому шедевру не в частном
собрании, а только в музее.
Это акт человеческого бескорыстия и душевного благородства,
заслуживающий искренней признательности и благодарности,
высоко ценимый во все времена и приобретающий особое
значение сегодня.