150 лет со дня рождения русского художника К.А. Сомова
Биография
Константи́н Андре́евич Со́мов (18 [30] ноября 1869, Санкт-
Петербург — 6мая 1939, Париж) —
русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа,
иллюстратор, один из основателей общества «Мир
искусства» и одноименного журнала.
Академик Императорской Академии художеств.
Константин Сомов родился в семье известного музейного деятеля,
хранителя Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда
Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом,
широко образованным человеком.
В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая вместе с А. Бенуа, В.
Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании
общества «Мир искусства».
С сентября 1888 года по март 1897 года учился в
петербургской Академии художеств: основной курс — до 1892 года,
затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина. В 1894
году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов.
В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.
Сомов принимал самое деятельное участие в
оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического
издания «Художественные сокровища России» (1901—1907),
издававшегося под редакцией А. Бенуа. Сомов известен как мастер
книжной графики, создавший иллюстрации к «Графу Нулину» А.
Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский
проспект» (1901). Ему же принадлежат обложки поэтических
сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина»,
В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги
А. Блока «Театр» и др.
Влюблённый в XVIII столетие, Сомов-график осваивал старинные
техники: например, использовал веленевую бумагу, которая
наклеивалась на мягкий текстиль с целью изменить движение
карандаша. Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой
работал в области мелкой пластики: выполнил изысканные
фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905)
и др.
Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162
работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в
этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал
сотрудничать в журнале «Золотое руно».
В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло
наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-
иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»),
где художник создал не только все элементы оформления книги, но и
подобрал тексты на французском языке [ В 1918 году стал
профессором Петроградских государственных свободных
художественных учебных мастерских; работал в
школе Е. Н. Званцевой. В 1919 году состоялась его юбилейная
персональная выставка в Третьяковской галерее.
В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве
уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке
в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию
он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года
приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс в Париже.
Для издательства «Трианон» в 1929-31 гг. Сомов
проиллюстрировал «Манон Леско» и «Дафниса и Хлою». Для своего
друга (и душеприказчика) Михаила Брайкевича создал в ноябре-
декабре 1934 г. четыре портрета героини романа «Опасные связи» —
это была его последняя работа. Сомов скоропостижно скончался 6
мая 1939 года в Париже и был похоронен на кладбище Сент-
Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.
Картина Сомова «Русская пастораль» (1922) на аукционе
« Кристис » была продана 29 ноября 2006 года за рекордную сумму в 2
миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина
русского художника не оценивалась столь высоко. Этот рекорд
стоимости русской живописи был побит в Лондоне на аукционе
«Кристис» в июне 2007 г. — картина Сомова «Радуга» была продана
за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч
фунтов (около 800 тысяч долларов).