Нарвская застава в дни блокады

 

Когда немцы взяли Ленинград в кольцо, передний край обороны проходил в Автово. Это историческая местность на юго-западе Санкт-Петербурга в современном Кировском районе города. От линии фронта до Кировского завода было всего четыре километра, до Нарвских ворот – шесть. Вся эта территория отлично просматривалась с Дудергофских высот, занятых гитлеровцами, и подвергалась прицельному артиллерийскому обстрелу.
С первых же дней войны жители юго-западных окраин города стали возводить оборонительные сооружения. Весь проспект Стачек перегородили дотами, дзотами и баррикадами, которые строили из мешков с песком, стальных балок, плит, колёс. «Многие из них выглядели как непреодолимые стены, в которых имелся проход, – вспоминают ветераны. – Но его устраивали так, что если бы враг прорвался в город, за несколько секунд проход можно было завалить. Многие здания минировали, чтобы в случае необходимости быстро подорвать и преградить фашистам путь завалами». Во всех жилых домах вдоль проспекта появились укреплённые амбразуры для артиллерийских орудий, пулемётов и противотанковых ружей.
На пути к линии фронта располагались три заставы. Первая – под виадуком (путепровóдом) у Кировского завода, вторая – у Красненького кладбища, и самая последняя – у больницы имени Форéля (пр. Стачек, дом 156). Автово с началом войны превратилось в мощный укрепрайон. «После прорыва блокады у немецких артиллеристов обнаружили панораму Ленинграда, – писал в своей книге «Нарвская застава» Юрий Сугоняев. – На ней заводы, фабрики, общественные здания и жилые дома Кировского района нумеровались как стратегические мишени. Нарвская застава воспринималась немецким командованием как сумма пронумерованных объектов, подлежащих уничтожению. С педантичной расчётливостью они изо дня в день уничтожали её». Немцы считали эту часть города мёртвой, ведь от большого количества сброшенных на неё бомб и снарядов там чернели сплошные руины. Однако, несмотря на огромные разрушения, Кировский район жил, воевал и работал!

От Кировского завода к линии фронта ходил трамвай. До войны это была обычная трамвайная линия из центра в пригород. С началом войны весь автомобильный транспорт был мобилизован на фронт, поэтому основным пассажирским транспортом в городе стали трамваи. В блокаду на трамваях к фронту везли солдат и боеприпасы, а обратно увозили раненых на специальных санитарных вагонах. Ко многим предприятиям проложили трамвайные пути. Санитарные и грузовые составы своим ходом по проспекту Стачек могли добраться только до проходной. Дальше электрические провода обрывались. Однако рельсы были в порядке. Поэтому вагоны цепляли к маленькому паровозу-«кукушке», который и тянул их к линии фронта. От завода – всего семь трамвайных остановок. У въезда в трамвайный парк, из старых трамвайных вагонов была сооружена баррикада – вагоны, поваленные набок, были заполнены песком и булыжником, преграждая тем самым путь врагу в случае его наступления на город. В 2007 году на этом месте был установлен памятник блокадному трамваю.

Кировский завод – головное предприятие танковой промышленности Советского Союза не останавливал свою работу, осуществляя прежде всего серийный выпуск тяжёлого танка КВ (Клим Ворошилов). Долгое время этому тяжёлому танку не было равных. Немцы прозвали его «призраком», поскольку снаряды, выпущенные из стандартных противотанковых пушек, просто отскакивали от него, не оставляя на броне никаких повреждений (лишь в 1943 году «эстафетную палочку» у КВ принял более мощный и современный танк – ИС (Иосиф Сталин). Детали и узлы для танков Кировскому заводу поставляли заводы «Русский дизель», Ижорский, Металлический и многие другие. Люди недосыпали, голодали, но поставленные перед ними задачи выполняли. Рабочие и работницы сутками не выходили из цехов. На помощь взрослым пришли 12-15-летние мальчики и девочки. Оружие и боеприпасы выпускались прямо у передовой. Примером самоотверженности может служить коллектив Кировского завода. Немецкая артиллерия и авиация обрушивали на них один удар за другим, но рабочие редко уходили в укрытие, а те, кто обслуживал котельные и литейные цеха, не покидали свои рабочие места ни при каких обстоятельствах.

Ни на один день не закры­вал­ся и Дворец культуры им. Горького на площади Стачек.. Примерно в шести километрах от здания ДК проходила линия фронта, передний край обороны Ленинграда. В книге «Дворец культуры у Нарвских ворот: эпохи, события, люди» помещена редкая фотография – Дворец в 1943 году. На уровне пятого этажа у окна видна отметина от фашистского снаряда. В голодные блокадные дни сотрудники ДК, чтобы сберечь силы, не уходили домой, оставались ночевать на работе. В морозные зимы в печах-«буржуйках» культработники не сожгли не единой книги, ни одной паркетной дощечки, сберегли декорации. Здесь про­хо­ди­ли концер­ты, спек­так­ли, кино­се­ан­сы, библио­те­ка обслу­жи­ва­ла чита­те­лей. На сце­не ДК в пере­ры­вах между бомбёж­ка­ми высту­па­ли выдаю­щи­е­ся артис­ты, сре­ди них - вели­чай­ший испол­ни­тель шекспи­ров­ско­го репер­ту­а­ра Ваграм Папа­зян. В самую тяжё­лую бло­кад­ную зиму 2 янва­ря 1942 года работ­ни­ки ДК ценой неи­мо­вер­ных уси­лий про­ве­ли для детей праз­дник ново­год­ней ёлки. На этот праздник было собрано около 150 истощенных ленинградских детей. Первая (Кировская) дивизия народного ополчения была сформирована из добровольцев в начале июля 1941 года. Её 1-й стрелковый полк был укомплектован рабочими и служащими Кировского завода. 2-й – рабочими Ленинградского судостроительного завода. 3-й – трудящимися Дзержинского района. Артиллерийский полк и отдельные батальоны были сформированы из добровольцев Кировского района. Численность дивизии составляла свыше 12 тысяч человек. Уже в первые дни войны кировцы подали около 15 тысяч заявлений с просьбой о зачислении в районную дивизию народного ополчения. Городской Комитет партии принял решение об укомплектовании из рабочих и служащих Кировского завода 1-го стрелкового и артиллерийских полков дивизии, а также медсанбата. 5 июля 1941 года части дивизии были переведены на казарменное положение и приступили к боевой подготовке. Первому стрелковому полку сформированной дивизии было торжественно вручено боевое Красное знамя Кировского завода. Перед отправкой дивизии на фронт к бойцам - кировцам и всем воинам ополчения обратились с наказом старейшие производственники Кировского завода "Будьте стойкими и храбрыми в бою! Умножайте славные традиции питерских рабочих - будьте достойными сынами города Ленина! Не жалейте жизней своих в боях за свободу - за честь - за Родину!" Коллектив Кировского завода подарил дивизии 4 танка КВ и более 15 пушек образца 1927 года.

Архитектурная доминанта района – Нарвские триумфальные ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбитые части декора, разрушен карниз). Через эти ворота уходили воины Ленинградского гарнизона на фронт. У ворот были возведены противотанковые укрепления. В 1944 году через арку проходили войска победители.